Проект РИП
«Тьюторское сопровождение деятельности педагога в условиях стандартизации
дошкольного образования»
Цель проекта: разработка и апробация модели тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
Задачи:
- Выявить основные тенденции в развитии профессиональной компетентности педагога
- Определить основные направления подготовки педагогов дошкольных организаций креализации ФГОС ДО
- Разработать модель организации методической работы в детском саду на основе тьюторского сопровождения деятельности педагога
- Подготовить тьюторов для сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО
- Провести апробацию модели и дать оценку эффективности тьюторского сопровождения
- Обобщить и описать опыт работы детских садов по организации тьюторского сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО
Идея проекта
В условиях инновационных процессов, происходящих в связи со стандартизацией образования, педагоги как никогда нуждаются в научно-методической и психологической поддержке. Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и со-действующего развитию ребенка. Как педагогу «присвоить» такую позицию? Вполне закономерным будет предположить, что для оказания помощи педагогу в организации сопровождения развития ребенка необходимо выстраивать профессиональное взаимодействие с самим педагогом на тех же подходах – подходах тьюторского сопровождения.
Значимость проекта для развития РСО:
- наличие обобщенного практического опыта разработки и реализации проектов методических служб, направленных на подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО;
- программа подготовки тьюторов, сопровождающих деятельность педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами;
- методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях стандартизации образования.
Программа реализации инновационного проекта
Исходные теоретические положения
В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал об организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях, раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса. Если обратиться к сущности сопровождения, то в словарях данное понятие трактуется следующим образом. «Сопровождение» – существительное, производное от глагола «сопровождать», то есть «провожать; сопутствовать; идти вместе для проводов, провожатым; следовать» (Даль В.И.). «Сопровождать» кого-то означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова). М.И. Рожковым и Т.Н. Сапожниковой педагогическое сопровождение определяется как «особые взаимоотношения между наставником и воспитанником, первый из которых создает своим присутствием помощь второму, не ограничивая его самостоятельность и активность в процессе решения какой-либо личной проблемы».
Анализ различных источников позволяет определить тьюторское сопровождение деятельности педагога как компонент процесса профессионального роста педагога, предполагающий со-участие наставника в индивидуальном развитии педагога за счет стимулирования потребности в саморазвитии, позволяющей самостоятельно решать актуальные задачи деятельности с опорой на собственные ресурсы.
Сопровождение деятельности педагогов в ситуации введения ФГОС ДО осуществляется членами педагогического коллектива или внешними тьюторами, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:
- анализировать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагоговв условиях введения ФГОС ДО;
- помогать в реализации индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов;
- координировать взаимодействие педагогов друг с другом по проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта;
- организовывать работу с ресурсами социальных партнеров на основе запросов педагогов;
- координировать процесс самообразования педагогов и повышать собственный уровень профессиональной компетентности.
Тьюторское сопровождение осуществляется посредством реализации четырех этапов:
- Поиск источника помощи и обращение за помощью к наставнику
- Совместное диагностическое исследование
- Собственно сопровождение
- Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов
Этапы проекта
- Подготовительный этап
Основное содержание деятельности:исследование профессиональной компетентности педагогов и выявление актуальных направлений подготовки педагогов дошкольных организаций к реализации ФГОС ДО; разработка модели тьюторского сопровождения деятельности педагога; разработка программы семинаров по подготовкетьюторов.
Методы:анкетирование, анализ, проектирование.
Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа семинаров по подготовкетьюторов.
- Основной этап
Основное содержание деятельности:реализация программы семинаров по подготовкетьюторов, в ходе которой будут разработаны и реализованыпроекты методических служб ДОО, направленных на организацию тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях введения ФГОС ДО.
Методы: технологии личностно-развивающего профессионального образования.
Прогнозируемый результат этапа:реализованные (частично) проекты методических служб ДОО, разработанные тьюторами в ходе семинаров на основе модели тьюторского сопровождения
- Заключительный этап
Основное содержание деятельности:подведение итогов реализации проектов методических службДОО, оценка эффективности модели тьюторского сопровождения, описание опыта работы, составление методических рекомендаций, представление результатов работы РИП.
Методы:анализ, экспертная оценка, презентации.
Прогнозируемый результат этапа: подготовленные к изданию методические рекомендации
Условия, необходимые для проведения работы
- Кадровые: педагоги ДОО ЯО, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими деятельность педагога в условиях введения ФГОС ДО
- Финансовые: оплата разработки и проведения семинаров по подготовке тьюторов, оплата работы внешних экспертов.
- Материально-технические: оснащение семинаров ТСО, электронными и печатными раздаточными материалами
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
- Использование валидных методов исследования профессиональной компетентности педагогов
- Привлечение внешних экспертов
Перечень научных разработок по теме проекта
Календарный план проекта
Этап |
Виды работ этапа |
Сроки |
Результат этапа |
Подготовительный |
анкетирование педагогов и анализ полученных данных |
Март-апрель, 2014 |
аналитическая справка |
разработка модели тьюторского сопровождения деятельности педагога |
Май, 2014 |
описание модели тьюторского сопровождения деятельности педагога, |
|
разработка программы семинаров по подготовке тьюторов |
Июнь, 2014 |
программа семинаров по подготовке тьюторов |
|
Основной |
проведение семинаров для тьюторов |
Сентябрь, 2014 – май, 2015 |
подготовленные тьюторы, реализованные проекты методических служб ДОО |
разработка тьюторами проектов методических служб |
Сентябрь, 2014 – июнь, 2015 |
||
реализация проектов методических служб |
Сентябрь, 2015 – май, 2016 |
||
Заключительный |
публичное представление итогов реализации проектов методических служб ДОО |
Июнь, 2016 |
методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения |
анализ, обобщение полученных результатов и оценка эффективности модели тьюторского сопровождения |
Июнь, 2016 |
||
составление и подготовка к публикации методических рекомендаций |
Сентябрь-декабрь, 2016 |
Обоснование возможности реализации проекта
- З-н «Об образовании»
- ФГОС ДО
Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта
- Проведение региональной научно-практической конференции по проблемам подготовки педагогов к реализации ФГОСДО
- Внедрение программы подготовки тьюторов, сопровождающих деятельность педагогов в условиях стандартизации дошкольного образования, в работу методических служб образовательных организаций, муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования.
- Издание методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения деятельности педагога на региональном и федеральном уровне
Обоснование устойчивости результатов проекта
- Идея тьюторского сопровождения деятельности педагога отвечает современным требованиям к подготовке педагога (личностно-ориентированный индивидуальный подход)
- Обобщенный опыт тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях стандартизации образования может быть актуален для специалистов, отвечающих за профессиональную подготовку педагогов разных ступеней образования
- Результаты проекта могут тиражироваться через разные ресурсы: печатные и электронные публикации, практическую деятельность образовательных учреждений, учебную деятельность педагогов (семинары, ОМЦ, МО и проч.)
- Опыт тьюторского сопровождения может быть востребован для выявления и «выращивания» потенциальных участников конкурсов профессионального мастерства.