Страница обновлена 26.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 187" город Ярославль

Страница обновлена 26.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 187" город Ярославль

Проект РИП

«Тьюторское сопровождение деятельности педагога в условиях стандартизации

дошкольного образования»

Цель проекта: разработка и апробация модели тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)

Задачи:

  1. Выявить основные тенденции в развитии профессиональной компетентности педагога
  2. Определить основные направления подготовки педагогов дошкольных организаций креализации ФГОС ДО
  3. Разработать модель организации методической работы в детском саду на основе тьюторского сопровождения деятельности педагога
  4. Подготовить тьюторов для сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО
  5. Провести апробацию модели и дать оценку эффективности тьюторского сопровождения
  6.  Обобщить и описать опыт работы детских садов по организации тьюторского сопровождения деятельности педагогов в условиях введения ФГОС ДО

Идея проекта

В условиях инновационных процессов, происходящих в связи со стандартизацией образования, педагоги как никогда нуждаются в научно-методической и психологической поддержке. Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и со-действующего развитию ребенка. Как педагогу «присвоить» такую позицию? Вполне закономерным будет предположить, что для оказания помощи педагогу в организации сопровождения развития ребенка необходимо выстраивать профессиональное взаимодействие с самим педагогом на тех же подходах – подходах тьюторского сопровождения.

Значимость проекта для развития РСО:

  • наличие обобщенного практического опыта разработки и реализации проектов методических служб, направленных на подготовку педагогов к реализации ФГОС ДО;
  • программа подготовки тьюторов, сопровождающих деятельность педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами;
  • методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях стандартизации образования.

Программа реализации инновационного проекта

Исходные теоретические положения

В педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал об организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях, раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса. Если обратиться к сущности сопровождения, то в словарях данное понятие трактуется следующим образом. «Сопровождение» – существительное, производное  от глагола «сопровождать», то есть «провожать; сопутствовать; идти вместе для проводов, провожатым; следовать» (Даль В.И.). «Сопровождать» кого-то означает «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова). М.И. Рожковым и Т.Н. Сапожниковой  педагогическое сопровождение определяется как «особые взаимоотношения между наставником и воспитанником, первый из которых создает своим присутствием помощь второму, не ограничивая его самостоятельность и активность в процессе решения какой-либо личной проблемы».

Анализ различных источников позволяет определить тьюторское сопровождение деятельности педагога как компонент  процесса профессионального роста педагога, предполагающий со-участие наставника в индивидуальном развитии педагога за счет стимулирования потребности в саморазвитии, позволяющей самостоятельно решать актуальные задачи деятельности с опорой на собственные ресурсы.

Сопровождение деятельности педагогов в ситуации введения ФГОС ДО осуществляется членами педагогического коллектива или внешними тьюторами, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:

  • анализировать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагоговв условиях введения ФГОС ДО;
  • помогать в реализации индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов;
  • координировать взаимодействие педагогов друг с другом по проектированию образовательного процесса в соответствии с требованиями стандарта;
  • организовывать работу с ресурсами социальных партнеров на основе запросов педагогов;
  • координировать процесс самообразования педагогов и повышать собственный уровень профессиональной компетентности.

Тьюторское сопровождение осуществляется посредством реализации четырех этапов:

  1. Поиск источника помощи и обращение за помощью к наставнику
  2. Совместное диагностическое исследование
  3. Собственно сопровождение
  4. Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов

 

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап

Основное содержание деятельности:исследование профессиональной компетентности педагогов и выявление актуальных направлений подготовки педагогов дошкольных организаций к реализации ФГОС ДО; разработка модели тьюторского сопровождения деятельности педагога; разработка программы семинаров по подготовкетьюторов.

Методы:анкетирование, анализ, проектирование.

Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа семинаров по подготовкетьюторов.

  1. Основной этап

Основное содержание деятельности:реализация программы семинаров по подготовкетьюторов, в ходе которой будут разработаны и реализованыпроекты методических служб ДОО, направленных на организацию тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях введения ФГОС ДО.

Методы: технологии личностно-развивающего профессионального образования.

Прогнозируемый результат этапа:реализованные (частично) проекты методических служб ДОО, разработанные тьюторами в ходе семинаров на основе модели тьюторского сопровождения

  1. Заключительный этап

Основное содержание деятельности:подведение итогов реализации проектов методических службДОО, оценка эффективности модели тьюторского сопровождения, описание опыта работы, составление методических рекомендаций, представление результатов работы РИП.

Методы:анализ, экспертная оценка, презентации.

Прогнозируемый результат этапа: подготовленные к изданию методические рекомендации

Условия, необходимые для проведения работы

  1. Кадровые: педагоги ДОО ЯО, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими деятельность педагога в условиях введения ФГОС ДО
  2. Финансовые: оплата разработки и проведения семинаров по подготовке тьюторов, оплата работы внешних экспертов.
  3. Материально-технические: оснащение семинаров ТСО, электронными и печатными раздаточными материалами

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  • Использование валидных методов исследования профессиональной компетентности педагогов
  • Привлечение внешних экспертов

Перечень научных разработок по теме проекта

Календарный план проекта

Этап

Виды работ этапа

Сроки

Результат этапа

Подготовительный

анкетирование педагогов и анализ полученных данных

Март-апрель, 2014

аналитическая справка

разработка модели тьюторского сопровождения деятельности педагога

Май, 2014

описание модели тьюторского сопровождения деятельности педагога,

разработка программы семинаров по подготовке тьюторов

Июнь, 2014

программа семинаров по подготовке тьюторов

Основной

проведение семинаров для тьюторов

Сентябрь, 2014 –  май, 2015

подготовленные тьюторы, реализованные проекты методических служб ДОО

разработка тьюторами проектов методических служб

Сентябрь, 2014 –  июнь, 2015

реализация проектов методических служб

Сентябрь, 2015 – май, 2016

Заключительный

публичное представление итогов реализации проектов методических служб ДОО

Июнь, 2016

методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения

анализ, обобщение полученных результатов и оценка эффективности модели тьюторского сопровождения

Июнь, 2016

составление и подготовка к публикации методических рекомендаций

Сентябрь-декабрь, 2016

 

Обоснование возможности реализации проекта

  • З-н «Об образовании»
  • ФГОС ДО

Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта

  • Проведение региональной научно-практической конференции по проблемам подготовки педагогов к реализации ФГОСДО
  • Внедрение программы подготовки тьюторов, сопровождающих деятельность педагогов в условиях стандартизации дошкольного образования, в работу методических служб образовательных организаций, муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования.
  • Издание методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения деятельности педагога  на региональном и федеральном уровне

Обоснование устойчивости результатов проекта

  • Идея тьюторского сопровождения деятельности педагога отвечает современным требованиям к подготовке педагога (личностно-ориентированный индивидуальный подход)
  • Обобщенный опыт тьюторского сопровождения деятельности педагога в условиях стандартизации образования может быть актуален для специалистов, отвечающих за профессиональную подготовку педагогов разных ступеней образования
  • Результаты проекта могут тиражироваться через разные ресурсы: печатные и электронные публикации, практическую деятельность образовательных учреждений, учебную деятельность педагогов (семинары, ОМЦ, МО и проч.)
  • Опыт тьюторского сопровождения может быть востребован для выявления и «выращивания» потенциальных участников конкурсов профессионального мастерства.

 

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×