Консультирует воспитатель второй младшей группы №2
Пономарева Валентина Михайловна
Особенности трехлетнего возраста
Все детство можно условно разделить на несколько периодов:
- раннее детство (1 – 3 года);
- собственно дошкольное детство (3-7 лет);
- школьное детство (7 – 10 лет).
Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.
В этом возрасте у ребенка:
• Происходит формирование «противодействия», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
• Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
• Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
Для развития восприятия и внимания ребенку в этом возрасте полезны игры, где он будет сравнивать, выявляя сходства и различия. Освоение пространственного восприятия: вверх – вниз, влево – вправо, — очень важный шаг в развитии ребенка этого возраста.
Игры на формирование дифференцированного слухового восприятия, помогают ребенку понять, что в природе существует огромное количество звуков: звуки речи и музыки, звуки, издаваемые животными и предметами, шум.
Игры на взаимодействие с предметами, определение их качеств: тяжелый – легкий, холодный – горячий и т. д., — важны для развития тактильных ощущений.
Используя в игре такие свойства вещей, как запах и вкус, вы поможете ребенку развить осязание и обоняние.
Развивать речевую память лучше в ролевых играх, играх со словами, при знакомстве со сказками. А зрительную память — используя в играх картинки, игрушки.
Много игр, предложенных на нашем сайте, способствуют развитию мышления: умению рассуждать, делать выводы, оперировать понятиями.
Игры на развитие творческого воображения учат ребенка видеть, что один и тот же предмет можно воспринимать по-разному.
Математические игры помогут ребенку научиться определять количественные соотношения предметов (много, мало, поровну).
Игра — это общение ребенка с родителями, радость открытия мира. В каждую игру можно играть с одним или с несколькими детьми. А еще лучше играть всей семьей.
Удачи!